Команда ташкентского клуба туристов

В летний период мы уезжали от нашей Узбекской жары в походы или в горы или в прохладную Россию. В Ташкентском клубе туристов в 1988 году формировалась команда в поход на Сибирскую реку Она. Маршрут движения был запланирован на 15 июля. Так не успев вернуться со своего первого в жизни похода, который состоялся в июне этого года по Алтайской реке Уба, наша команда начала подготовку к следующему.

На этот раз был запланирован поход на плоту и катамаране. Для изготовления плота были заготовлены огромные гондолы, которые распускаются у вертолета в случае аварийной посадки на воду. А все остальное предстояло приготовить из материала дикого леса. Все снаряжение у нас в команде готовили конструкторы любители. Там где нужно, было сшить или подклеить активное участие принимали участницы-женщины.

Сибирская река Она

Так в разгар Ташкентского лета, когда в городе стояла сильная, сухая, удушающая Чилля, когда температура воздуха поднялась выше 50 градусов в тени мы отправились в поход на Сибирскую реку в дикую природу, где не ступала человеческая нога. Только в 1998 году, когда прочитала книгу Владимира Мегре «Звенящие кедры России», я поняла какой мощный заряд бодрости, энергии и здоровья мы тогда получили. Мы дышали таежным хвойным воздухом дикой природы, ели кедровые орехи и делали баню на берегу реки. Это был настоящий подарок от всевышнего.

Сложный переход

Поход был запланирован очень длинный с 15 июля по 20 августа. Впереди сложный переход через суровую, горную, дикую тайгу. Потому что к реке можно было добраться только на лесовозах и пешком. А погода устроила самое суровое испытание какое только можно придумать для туриста.

Весь поход от начала и до конца лил дождь. Только первый и последний дни сплава выдались солнечными. Сложность реки на которую мы заявлялись была третья категория с элементами четвертой. Но из-за проливного дождя ее сложность возросла в разы, и обратной дороги уже не было.

Плот и Катамаран

Когда наш недельный переход закончился, наши рюкзаки полегчали на то количество пищи, которую мы съели за недельный переход. Целую неделю мы добирались до самой реки.

Когда мы добрались до реки дикая природа наградила нас хорошей погодой. Мы решили воспользоваться моментом  и сделать сразу несколько важных дел. Подготовить судна к сплаву, сделать баньку и высушить вещи, приготовить вкусный обед. Для этого мы нашу многочисленную команду, состоящую из 17 человек разделили на 4 группы и приступили одновременно к работе по четырем фронтам.

Конструкторы мастерили огромный плот с длинными гребнями и катамаран. Вторая группа строила костер и баньку, третья разводила костер и сушила вещи и женщины шуршали на пищеблоке :). Так все что было запланировано, было выполнено за один день активного, солнечного отдыха. И вечером мы уже парились в походной бане, пели песни у костра и готовились к отдыху.

На следующий день снова полил дождь, который уже не прекращался до конца похода.

Крушение нашего корабля

Из похода всегда запоминаются самые яркие моменты. В походе всех людей видно как на ладони, особенно в самые трудные моменты. Из этого похода больше всего запомнилось крушение нашего корабля, одетая с иголочки тамбовская команда, которая параллельно передвигалась вместе с нами, они сыграли ключевую роль в спасении нас во время крушения и этот нескончаемый дождь с опухшей до невероятных размеров рекой.

Примерно в середине сплава, наш плот ввалился в огромную бочку, которая образовалась из-за скатившихся в реку камней и расположившихся прямо по ширите всей реки. Обойти ее было не представлялось возможным. и мы опустились в эту бочку прямо по центру.  Яма между камнями и закручивающейся водой была огромной, и гондола, которая туда попала остановилась, а весь поток воды за плотом стал давить на судно из-за всех сил.

Мы услышали треск переломившейся конструкции и команду капитана «Держись!» Вторую половину корабля начало переворачивать. И с нее стали выпадать люди.

После того, как оторвало вторую половину и половина экипажа оказалась в воде, началось самое интересное, судно потеряло управление и его начало носить от берега к берегу бурным течением и впереди был опасный порог, в который попадать было не желательно.

Все, кто пытался спрыгнуть на берег при каждом приближении плота, оставались в воде. В конечном итоге на плоту остались две девушки и капитан. Я схватила веревку и приготовилась к прыжку, но услышав истошный крик командира «СТОЯТЬ», остановилась. Похоже оставаться на судне было более безопасно.

И тут увидела, как на берегу замелькала оранжевая форма тамбовской команды, той самой, которая произвела неизгладимое впечатление своей командной одеждой и дисциплиной. Они шли четко друг за другом дыша в друг другу в затылок в заданном темпе.

Ребята увидели нас и тут же бросились на помощь, подбежали к берегу и нужно было всего лишь точно бросить веревку. Первая попытка — неудачная, быстро собирает веревку командир, ребята на берегу ловят завязывают за дерево, но у дерева оказались гнилые корни и нас снова медленно стало сносить по течению. Только третья попытка оказалась удачной веревку поймали. завязали за дерево и нас медленно стало притягивать к берегу.

Точка сборки

Катамаран лавировал между участниками и вещами, оказавшимися в воде. Оказавшись на берегу мы разожгли костер. Благодаря Тамбовской команде мы сделали это быстро. Начали готовить ужин и ждать когда соберутся все участники похода. К ночи на месте сборки была уже  вся команда. Правда не все оказались на одном берегу, часть участников осталась на противоположном берегу. У них уже не было сил перебираться к нам.

Утром пошли посмотреть на порог перед которым остановились. На обход опасного порога ушел весь день. Следующий день была дневка, отдыхали от пережитого стресса, ремонтировали судна, готовились к продолжению сплава до места назначения.  Было радостно, что в точке сборки собралась вся команда все остались живы и здоровы. Никто не заболел в этом походе, хотя весь поход мы были мокрыми.