Поход на Саянскую Оку 15 июля 1991

В поход на Саянскую Оку собирались в самый разгар узбекского лета. Команда состояла из тринадцати человек, трех экипажей катамаранов и одного каяка. Это путешествие произошло около тридцати лет назад. Мне удалось собрать воспоминания участников этого незабываемого солнечного похода прошлого века.

Светлой памяти Рамиля Латыпова, Андрея Вышковецкого, Сергея Чиркина, Андрея Ермошкина — посвящается.

Участники похода:

1. Владимир Николаевич Ширяев — руководитель похода.
    Руководителю похода в этом году исполнилось 80 лет.
  2. Алексей Ширяев,
  11. Андрей Вышковецкий,
  12. Рамиль Латыпов,
  13. Сергей Чиркин
    Рамиля Латыпова, Андрея Вышковецкого и Сергея Чиркина с нами больше нет…

В начале пути наша команда разделилась на две группы. Первая отправлялась на поезде, вторая на самолете. Встретились в Иркутске.

Я летела самолетом, поэтому в памяти осталось первое приключение. Мы пришли провожать ребят, отправлявшихся на поезде. Им предстоял длинный путь, пять суток, по маршруту Ташкент-Иркутск.

Задержка поезда

Все походное снаряжение участники подготовили дома, а продукты мы получили за несколько часов до отъезда, вследствие чего и случилось первое приключение. Продукты были упакованы в коробки для тридцатидневного похода на всю команду. Когда мы стали загружать их в поезд, проводницы поняли, что у нас перевес. Для проверки времени уже не оставалось . Пришлось заносить коробки не только через двери, но и в окна.

Конечно, проводницам это не понравилось. Поездом уезжало восемь человек, а снаряжения и продуктов было на всю команду. Они стали препятствовать нам, а поезд уже трогался.. Даже слаженные действия бывалых туристов не позволили вовремя справиться с поставленной задачей, пришлось дергать стоп-кран, чтобы успеть загрузить то, что оставалось на перроне.

Пассажиры, нашего вагона, включились в процесс и стали помогать нам расставлять багаж в свои купе.  Такая взаимовыручка поддержала нас и «лед тронулся, господа присяжные.»

За пять дней следования поезда отношения с проводницами наладились, они сменили гнев на милость, и всю дорогу у всех было отличное настроение.

Встреча в Иркутске

Вторая группа через пять дней прилетела в Иркутск. На вокзале произошла радостная встреча с ребятами, уставшими от многодневного путешествия на поезде. Когда вся  команда собралась вместе, мы продолжили путь на электричке до  Слюдянки. Уже с первых минут в окнах поезда рисовалась картина, которая  у нас всех вызывала восторг. Через пару часов мы оказались на берегу великого озера Байкал.

Ощущения непередаваемые: в лицо дул свежий сибирский ветер, когда мы летали на крыльях прогулочного катера,  рассекая гладь самого чистого, прозрачного и глубокого озера в мире.

Прочитать об этом в книжке или увидеть воочию — это две большие разницы. Живая география, когда ты можешь руками и взглядом  прикоснуться к этой кристально чистой воде и увидеть камушки на огромной глубине. Сибирская красота завораживает и останавливает мысль.

«Остановись мгновение, ты прекрасно!» И.В. Гете

Перелет через мунку-сардык

Потом на автобусе мы отправились в поселок Кырен, где находился небольшой аэропорт.

Для перелета через горы небо должно быть безоблачным. Высота горы Мунку-Сардык  3591 метр над уровнем моря.  () В этой горной долине часто очень сильная облачность. И в этот день погода была нелетная. Чтобы оказаться на Саянской Оке, нам необходимо было перелететь через этот горный хребет и попасть в Орлик.

Село Орлик — районный центр Бурятии.
Расположено на высоте 1376 метров над уровнем моря в Восточных Саянах, в узкой межгорной долине на правом берегу реки Оки, выше впадения в неё речки Орлик.

После долгих переговоров с диспетчером, он согласился вызвать борт из Улан-Удэ, но не знал точно, когда дадут добро. Мы разбили лагерь возле аэропорта. Самолет прилетел через два дня. Из-за его небольшой грузоподъемности для успешного перелёта нужно было разделить груз и людей на 2 части.

Первой группе удалось проскочить в небольшое открывшееся окошко. И, как только самолет скрылся за облаками, тучки снова заволокли небо и горы.

Вторая группа осталась ждать хорошей погоды. Через три дня облака расступились. Мы быстро собрались, загрузили снаряжение в проходе между сидений, уселись на откидные лавки по бокам салона. После короткого разбега, взметнулись ввысь, через перевал, к своим друзьям.

Саянская Ока встретила нас

Полет на самолете АН-2 — событие незабываемое!  Такое ощущение, что ты сидишь в консервной банке. Шум и дребезжание добавляли адреналина в кровь. Особенно, когда мы начали приземление. Сердце опустилось на уровень пяток, казалось что мы катились

Наконец, мы прибыли на берег Саянской Оки. Саянская Ока берет свое начало из живописного озера Окинского, расположенного около красивейшего горного массива Монку-Сардык. Буряты называют Саянскую Оку «Стрела-река» из-за ее быстрого течения. В верховьях река течет по необычайно красивым межгорным долинам, где растут сосны и кедры. Там же находится знаменитое ущелье Орхо-Бом с порогами 3-4 категории сложности.  Отвесные скалы завораживают…

В ущелье на левом берегу есть отличная благоустроенная стоянка. Здесь расположен туристский музей, с банькой, различными поделками из дерева, которые туристские группы оставляют на память о себе. После выхода из ущелья перед нами открылась чудесная панорама Саянской тайги, наполненная ароматами кедра и пихты.

А какая здесь рыбалка! Буквально за час ребята наловили несколько хариусов, пару тайменей и ленков, что с избытком хватило на ужин.

Характерной особенностью Саянской Оки является чередование локальных порогов с плесовыми участками, где можно перевести дух или организовать страховку и спасработы.

Наша водная флотилия состояла из 3 катамаранов и каяка.
Капитаны катамаранов Ширяев Владимир Владимирович, Ермошкин Андрей, Хакимов Марат Рагибович, на каяке мы менялись с Димой Мальковым.

Что у вас ребята в рюкзаках?

«Песни, что пока ещё не спеты,
Новые восходы и рассветы
вы несете в ваших рюкзаках.
Старая и верная гитара,
Молодость всего земного шара
держите вы в собственных руках.
В рюкзаках хорошая погода,
Даже, если вдруг пришла невзгода,
мы поправим, всё в наших руках!
Счастье, радость, чуточку печали,
Космоса Божественного дали
И Любовь безмерная в сердцах!
Звон весенней солнечной капели
И мечты, что мы всегда хотели
Претворить в проявленных Мирах».

Эдуард Хиль

Как здорово, когда кто-нибудь в группе умеет петь и играть на гитаре или любом другом инструменте, который можно прихватить с собой. Песни, анекдоты или интересные рассказы всегда поднимут настроение и украсят любое путешествие.

Для наших походов мы сами готовили свое снаряжение: шили палатки, рюкзаки, одежду. Мастерили своими руками походные плоты, катамараны и байдарки, все необходимое для похода столы, скамейки, бани.

В походе люди легко обмениваются своими знаниями и умениями, на практике все знания усваиваются быстрее и прочнее и не важно, что это песня, стол для дневочного обеда или  веревочные узлы.

как мы собирали кедровые шишки

Мы попали в тайгу в самый урожай кедрового ореха. Среди нас был парень, который отлично лазил по деревьям, как настоящий медведь и сбрасывал шишки с деревьев, а мы собирали их внизу. Потом мы решили ускорить процесс и начали шишки сбивать с веток, надев предварительно на головы каски. Было очень больно, если летящая вниз шишка попадала по голове или по любой другой части тела…

Как же это вкусно пожарить на костре шишки. Они приятно трещат, наполняя пространство вокруг чудесным запахом кедровой смолы. Мы все были пронизаны запахом Кедра. Весь поход ходили чумазые.

Озеро Байкал

После похода мы остановились в санатории у поселка Листвянка, где Марат Рагибович оставил свою семью на время нашего путешествия. Наиля Камиловна с радостью встретила нас и наготовила всяких вкусностей. Каждое утро мы выходили на берег Байкала, чтобы искупаться в ледяной воде и насладиться его величием и красотой.  Дальше мы вернулись в наш родной и жаркий Ташкент.

Автор выражает благодарность за помощь в создании этой статьи Хакимову Марату Рагибовичу, Ермошкину Андрею Васильевичу, Малькову Дмитрий Анатольевичу.

Удивительных вам походов и верных друзей, ваша Наиля